В связи с вступлением в силу с 1 июля 2014 года Закона США «О налогообложении иностранных счетов» (далее — FATCA) ООО КБ «СИНКО-БАНК» осуществил регистрацию в Налоговом управлении США (Internal Revenue Service (IRS) в статусе Участвующего иностранного финансового института (Participating FFI, including a Reporting Financial Institution under a Model 2 IGA).
ООО КБ «СИНКО-БАНК» был присвоен индивидуальный идентификационный номер (GIIN): FNLZ43.99999.SL.643. (с сентября 2023 года находится в статусе "Under Review")
30.06.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Критерии отнесения клиентов к категории иностранных налогоплательщиков (персонам США) в целях FATCA
Формы Налоговой Службы США, которые используются для идентификации статуса налогоплательщика:
W-9 |
Форма W-9 используется для определения статуса налогоплательщика США. http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/fw9.pdf |
W-8 формы |
Формы W-8 используется для определения статуса налогоплательщика другой страны. Существуют разные виды формы W-8 для идентификации категорий налогоплательщиков (W-8BEN-E, W-8IMY, W-8EXP и другие) |
W-8BEN |
Подтверждает статус физического лица как бенефициарного собственника получаемых доходов. http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/fw8ben.pdf |
W-8BEN-E |
Подтверждает статус юридического лица как бенефициарного собственника получаемых доходов.http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/fw8bene.pdf |
W-8EXP |
Подтверждает статус лица, освобождаемого от исполнения обязательств, связанных с уплатой налога в США. http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/fw8exp.pdf |
W-8IMY | Подтверждает статус посредника, иностранного товарищества, простого иностранного трастового фонда, иностранного траста доверителя. http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/fw8imy.pdf |
Согласие о передаче информации в иностранный налоговый орган
Что такое FATCA?
FATCA — (Foreign Accounts Tax Compliance Act) Закон «О выполнении налоговых требований по зарубежным счетам», который входит в состав пакета экономических мер, направленных на поддержание занятости населения США — Hiring Incentives to Restore Employment (HIRE) Act of 2010 г.
Основной целью закона FATCA является предотвращение уклонения налоговых резидентов США от уплаты налогов в казну США. В связи с этим, закон FATCA устанавливает ряд требований к иностранным финансовым организациям по раскрытию информации и идентификации налогоплательщиков США, которые направлены на выявление лиц, которые уходят от налогообложения США путем сокрытия своих активов от налоговых органов США.
Где найти информацию о FATCA?
Подробную информацию о FATCA можно найти на официальном сайте Налогового ведомства США по адресу http://www.irs.gov
В чем состоит обязанность организаций финансового рынка в рамках исполнения FATCA?
В целях исполнения требований FATCA организации финансового рынка (далее - ОФР) проводят процедуры идентификации налоговых резидентов США среди своих клиентов. На ежегодной основе ОФР обязаны сообщать информацию о финансовых счетах, принадлежащих налоговым резидентам США.
Как повлияет закон FATCA на лиц, не являющихся налоговыми резидентами США?
Закон FATCA не предусматривает какой-либо обязанности ОФР по информированию Налоговой службы США о лицах, не являющихся налоговыми резидентами США. Таким образом, если клиент не относится к налоговым резидентам США, закон FATCA на него не влияет.
Какие документы необходимо представить налоговым резидентам США?
В целях идентификации налоговых резидентов США необходимо отметить в Опросном листе соответствующие пункты. Лицам, указавшим, что они являются налоговыми резидентами США, будет предложено заполнить форму W-9 Налоговой службы США, в которой налоговые резиденты США должны указать Social security number (SSN) или Taxpayer Identification Number (TIN) https://www.irs.gov/ru/forms-pubs/about-form-w-9
Также, налоговым резидентам США необходимо предоставить согласие на передачу информации в иностранный налоговый орган. В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 173-ФЗ согласие является одновременным согласием на передачу такой информации в Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.
ОФР имеют право запросить у клиентов дополнительные документы и информацию, которые необходимо представить в течение 15 рабочих дней со дня направления запроса.
Какие последствия влечет за собой отказ налогоплательщика США от представления сведений о своем налоговом резидентстве?
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 28.06.2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»:
в случае непредставления заключающим договор клиентом, в отношении которого у кредитной организации имеется обоснованное, документально подтвержденное предположение, что клиент относится к категории клиентов — иностранных налогоплательщиков, информации, необходимой для его идентификации в качестве клиента — иностранного налогоплательщика, и (или) в случае непредставления клиентом — иностранным налогоплательщиком в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления запроса кредитной организации согласия (отказа от предоставления согласия) на передачу информации в иностранный налоговый орган кредитная организация вправе отказать клиенту в заключении договора банковского счета (вклада) или иного договора, предусматривающего оказание финансовых услуг.
в случае непредставления клиентом — иностранным налогоплательщиком в течение пятнадцати рабочих дней после дня принятия решения об отказе от совершения операций информации, необходимой для его идентификации в качестве клиента — иностранного налогоплательщика, и (или) в случае непредставления клиентом — иностранным налогоплательщиком согласия (отказа от предоставления согласия) на передачу информации в иностранный налоговый орган кредитная организация вправе расторгнуть заключенный с ним договор банковского счета (вклада) или иной договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, уведомив об этом клиента — иностранного налогоплательщика не ранее чем за тридцать рабочих дней до дня расторжения соответствующего договора.
в случае поступления денежных средств на банковский счет (вклад), открытый клиенту — иностранному налогоплательщику, после принятия кредитной организацией решения об отказе от совершения операций кредитная организация осуществляет возврат платежей, поступающих в пользу клиента — иностранного налогоплательщика, на счета плательщиков в банках-отправителях.
CRS (Common Reporting Standard) – единый стандарт автоматического обмена налоговой и финансовой информацией, разработанный ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития).
В 2016г. ФНС России от имени Российской Федерации подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией. Российская Федерация приступила к международному обмену финансовой информацией в 2018 году.
В Российской Федерации CRS реализован в рамках Федерального закона 340-ФЗ от 27.11.2017г., Главы 20.1 Налогового кодекса РФ, Постановления Правительства от 16.06.2018г. № 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)».
В целях международного обмена информацией с иностранными налоговыми органами организации финансового рынка обязаны устанавливать налоговое резидентство клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих и направлять информацию об иностранных налогоплательщиках в ФНС Российской Федерации.
В обязанности клиентов входит, в соответствии с Главой 20.1 Налогового кодекса РФ, предоставление в Банк информации, позволяющей установить налоговое резидентство клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих.
Проверить структуру иностранного идентификационного номера налогоплательщика можно пройдя по ссылке: https://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/tax-identification-numbers/
Получить информацию о Стандарте ОЭСР, размещенной на сайте Федеральной налоговой службы России можно пройдя по ссылке: https://340fzreport.nalog.ru/
Что такое CRS?
Единый стандарт по автоматическому обмену налоговой информацией (Common Reporting Standard) (далее - CRS) – это требование о сборе и раскрытии налоговой информации финансовыми организациями участвующих стран, введенное для целей борьбы с уклонением от уплаты налогов. В 2016 г. Российская Федерация подтвердила свое участие и присоединилась к CRS.
Почему банк запрашивает у клиента информацию о юрисдикции (юрисдикциях), где клиент является налоговым резидентом?
В связи с присоединением России к CRS и внесенными изменениями в Налоговый кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 27.11.2017 N 340-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний") лица, заключающие (заключившие) с Банком договор, предусматривающий оказание финансовых услуг обязаны предоставлять в Банк информацию, позволяющую установить налоговое резидентство, в отношении самих себя, выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих.
Банк обязан запросить у своих клиентов информацию о таких клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, которые являются налоговыми резидентами иностранного государства или в отношении которых есть основания полагать, что они являются налоговыми резидентами иностранного государства.
О каких клиентах организации финансового рынка сообщают налоговым органам?
Согласно требованиям законодательства Российской Федерации, организации финансового рынка (далее- ОФР) обязаны выявлять клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, являющихся налоговыми резидентами иностранных государств. Также, полученная информация может быть передана налоговым органам той страны, налоговым резидентом которой является клиент.
Кто такой налоговый резидент иностранного государства?
Лицо, которое признается таковым в соответствии с законодательством иностранного государства (иностранных государств) или территории (территорий) или в отношении которого есть основания полагать, что оно является таковым. Статус налогового резидента иностранного государства определяется ОФР в отношении клиента, выгодоприобретателя и (или) лиц, прямо или косвенно контролирующих клиента, выгодоприобретателя.
Все ли банки запрашивают аналогичную информацию?
Все ОФР (в том числе банки, страховые, управляющие компании) обязаны соблюдать требования CRS.
Запрашиваемая информация в рамках CRS, похожа на информацию, которую клиент уже сообщил для целей FATCA. В чем разница?
Даже если клиент уже сообщил информацию банку для целей FATCA, клиент также обязан предоставить информацию для целей CRS, так как речь идет о двух разных нормативных актах, предусматривающих разные требования.
FATCA является законодательным актом США, согласно которому ОФР обязаны выявлять среди своих клиентов налоговых резидентов США и сообщать о них информацию в налоговые органы США в соответствии с требованиями FATCA.
CRS (Единый стандарт отчётности) — стандарт автоматического обмена налоговой и финансовой информацией (AEOI), разработанный ОЭСР в 2014 и созданный по образцу международных соглашений по американскому закону FATCA с юридической основой в виде Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам. В соответствии с требованиями CRS, ОФР обязаны устанавливать страну налогового резидентства всех своих клиентов и сообщать информацию о клиентах - налоговых резидентах иностранных государств или в отношении которых есть основания полагать, что они являются налоговыми резидентами иностранного государства.
Где я могу найти дополнительную информацию и рекомендации?
Федеральная Налоговая Служба России открыла на официальном сайте раздел, посвященный международному автоматическому обмену информацией, где публикуется актуальная информация, проекты разрабатываемых документов: https://340fzreport.nalog.ru/